Альтернативный источник энергобезопасности :: Cтационарные аккумуляторные батареи
 





тел. Ростов+7 569 0020265,
не дозвонились?мы перезвоним!

На объектах, где используются стационарные аккумуляторные батареи важно обеспечить четкое и неукоснительное соблюдение всех требований по их надлежащей эксплуатации и обслуживанию.

Альтернативный источник энергобезопасности

24-02-2009
Наталья Гриб, Михаил Зыгарь _ Коммерсант

 

// Новый амбициозный проект России должен заменить энергохартию

Россия готова начать разработку нового договора с Евросоюзом о сотрудничестве в сфере энергетики вместо не устраивающей ее Энергетической хартии. В конце прошлой недели вице-спикер Госдумы Валерий Язев предложил собрать в июле этого года международный форум производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов. Прежде господин Язев уже предлагал создать подобный форум на базе ООН, однако та идея не нашла сторонников. На этот раз амбициозные планы Москвы вполне могут воплотиться, поскольку ЕС смирился с тем, что Россия никогда не ратифицирует энергохартию, и теперь Европа нуждается в разработке ей на замену нового документа.

Идея создания Евразийского энергетического форума впервые была высказана в минувшую пятницу на заседании некоммерческого партнерства Российского газового общества в Государственной думе РФ. О подобной идее сообщил Александр Березиков, советник по международным проектам вице-спикера Госдумы Валерия Язева. Он заявил, что основное предназначение этой общественной организации - разработка нового документа, позволяющего заменить Энергетическую хартию.

Энергетическая хартия была принята в 1991 году, а в 1994 году был подписан договор к ней, являющийся юридически обязательным многосторонним соглашением. Это единственный общеевропейский документ, касающийся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе и охватывающий всю энергетическую производственно-сбытовую цепочку (от разведки до конечного использования). Россия подписала энергохартию и договор к ней, но не ратифицировала его: за ратификацию высказывались Минэнерго, "Транснефть", нефтяные компании и РАО ЕЭС, но "Газпром" выступил против.

Энергохартия давно является камнем преткновения в отношениях между Россией и ЕС. Москва отказывается ратифицировать документ, заявляя, что он ущемляет интересы "Газпрома". Так, хартия предписывает ему пустить в свои трубы европейские компании, но за это не дает никаких преференций на европейском газовом рынке и не допускает российского газового гиганта к конечному потребителю в Европе. В разгар последней российско-украинской газовой войны президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Москве нужна не энергохартия, а другой документ, который бы регулировал отношения потребителей и поставщиков. А еще осенью 2008 года, вскоре после окончания войны в Грузии, премьер РФ Владимир Путин говорил о том, что энергохартия в ее нынешнем виде не устраивает поставщиков и должна быть либо скорректирована, либо заменена новым документом.

В настоящее время Москва и Брюссель ведут переговоры о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве, однако очевидно, что без достижения договоренностей в сфере энергетики все соглашения между Москвой и ЕС будут бессмысленными. Поэтому две недели назад стороны впервые условились о том, каким может быть компромисс: Москва предложила разработать новый договор в сфере энергетики, а Еврокомиссия заявила, что это приемлемо, но он должен содержать все принципиальные положения энергохартии.

Заручившись согласием Еврокомиссии, российская сторона принялась готовиться к разработке нового документа. Отвечать за этот процесс будет вице-спикер Госдумы Валерий Язев, имеющий репутацию самого мощного газового лоббиста в России. Именно он, кстати, являлся одним из инициаторов создания газовой ОПЕК. Кроме того, еще в 2007 году он предлагал создать при ООН дискуссионную площадку для решения проблем производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов. Однако инициатива не была поддержана в ЕС. Высказываемая им до сих пор идея МАННГО - общественного клуба производителей газа в рамках СНГ - также не была реализована. Ставка Москвы на газовую ОПЕК, кстати, тоже себя не оправдала, по крайней мере не оправдалась надежда на то, что штаб-квартира организации разместится в Санкт-Петербурге: остальные страны-члены предпочли столицу Катара Доху.

Новый проект господина Язева должен, по его замыслу, объединить участников газового, нефтяного, угольного рынков и электроэнергетической отрасли. По словам Александра Березикова, от газовой отрасли в организацию могли бы войти такие производители, как "Газпром", национальные газовые компании Туркмении, Казахстана, Узбекистана и других стран; транзитеры - "Нафтогаз Украины", "Белтрансгаз", Europolgaz и другие; от потребителей - европейские E.ON Ruhrgas, OMV, ENI, Total и GDF Suez. Как пояснил "Ъ" другой осведомленный источник, E.ON Ruhrgas предварительно позитивно оценил эту идею. От Казахстана в форум войдет неправительственный фонд, а не госкомпания "Казмунайгаз". В "Нафтогазе", ENI, E.ON и даже в "Газпроме" не смогли подтвердить свое участие в форуме.

Предполагается до середины мая сформировать круг учредителей, а до середины июля провести учредительное собрание. Учредители форума предложат статус наблюдателей коллегам из ОПЕК и форума стран-экспортеров газа (прозванный газовой ОПЕК), Eurogaz, Международному энергетическому агентству и другим. Российское газовое общество одобрило создание Евразийского энергетического форума. Евразийский энергофорум должен, по словам господина Березикова, разрабатывать механизмы и стандарты международной энергетической безопасности - пути разрешения конфликтов производителей, транзитеров и потребителей энергоносителей; привлекать иностранные инвестиции в разработку энергоресурсов и наладить международный контроль для обеспечения безопасности транзита энергоресурсов.

Пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса Ферран Таррадельяс Эспуни так прокомментировал "Ъ" новую идею Москвы: "Еврокомиссия не получала никакой информации об этом. Но мы ничего не имеем против существования документа, альтернативного Энергетической хартии". Впрочем, источники "Ъ" в Брюсселе предполагают, что сроки, предложенные господином Язевым, ЕС вряд ли устроят - в июне этого года состоятся выборы в Европарламент, после чего будет сформирована новая Еврокомиссия. Следовательно, на лето все переговоры с Россией, даже по принципиально важным моментам, прервутся.

В Российском газовом обществе не скрывают, что новый форум должен ускорить реализацию таких международных проектов "Газпрома", как Nord Stream, South Stream, "Штокман" и другие. Более того, штаб-квартира нового форума точно будет расположена в Москве.

Эксперты отмечают, что реализация этой идеи будет сопряжена с большими трудностями. "В принципе, вреда от еще одной организации, где будут обсуждаться вопросы энергобезопасности, не будет. Но эти вопросы должны решаться на наднациональном уровне. В последние годы было много инициатив, и все они не состоялись, потому что инициативы, исходящие из России, воспринимаются в Европе с подозрением, а некоторыми странами - с ревностью,- рассуждает Валерий Нестеров из "Тройки Диалог".- Уровень противоречий по энергетическим вопросам достиг предела. Европа стремится отдалиться от России, а Россия выставить очередные условия Европе. Воплощение этой идеи будет сопряжено с большими трудностями". Еще более критично оценивает ситуацию директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. "Странно, что одна Россия хочет поменять договор, который даже не ратифицировала. Ведь транзит газа запрещен только в России. Мне кажется, это все равно что поручить "Газпрому" написать антимонопольный закон для Евросоюза",- говорит он.


Все для инвестора

25-09-2006
Континент Сибирь

Иркутская область обладает огромным экономическим и инвестиционным потенциалом. Но как вовлечь этот потенциал в российское и мировое экономическое пространство, до сих пор остается вопросом. Проблемы освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока будут обсуждаться и на очередном Байкальском экономическом форуме, который открывается в Иркутске. Что готова предложить Иркутская область потенциальным инвесторам, выяснила ЮЛИЯ ПЕТРОВА.В регионе уже реализуется ряд крупных инвестпроектов в сфере газодобычи и газификации области, добычи и транспортировки нефти, в области модернизации и строительства новых алюминиевых производств, развития лесопереработки. Планируется реализация проектов по развитию электроэнергетики Иркутской области. Большие перспективы связаны с развитием туризма на озере Байкал — планируется создание свободной экономической зонытуристско-рекреационноготипа.В 2005 году объем инвестиций в основной капитал превысил 30,7 млрд руб., в первом полугодии 2006 года — 16,8 млрд руб. Кроме того, в 2005 году $217 млн пришлииз-заграницы в качестве иностранных инвестиций.Реализацией механизмачастно-государственногопартнерства является практика заключений соглашенийо социально-экономическомсотрудничестве с организациями, осуществляющими деятельность на территории Иркутской области, в которых указываются обязательства государственных властей по поддержке бизнеса, а также налоговые и социальные обязательства компаний.

Инвестпроекты

«СУАЛ-Холдинг»ведет строительство комплекса пятой серии электролиза на 300 кА с обожженными анодами на Иркутском алюминиевом заводе в городе Шелехов. Сметная стоимость проекта составляет свыше $464 млн. Срок окупаемости — 9,3 года. В 2007 году планируется пустить новый комплекс в эксплуатацию,а в 2008-м — выйти на проектную мощность с ежегодным объемом выпуска 166,5 тыс. тонналюминия-сырца.Еще один актив группы — ОАО «Саянскхимпласт» — в конце августа запустил цех по производству хлора и каустика методом мембранного электролиза. Капзатраты в модернизацию предприятия составили порядка 2 млрд руб. В результате конверсии мощности по производству хлора будут увеличены в 1,5 раза — до 150 тыс. тонн в год, каустика — до 169 тыс. тонн в год, соляной кислоты — до 13,7 тыс. тонн в год. Уже осенью 2006 года предприятие намерено выйти на проектную мощность. «Саянскхимпласт» рассматривает возможность привлечения очередного транша кредитных средств для организации газоперерабатывающего комплекса на своей промплощадке. Общая стоимость реализации проекта строительства газоперерабатывающего комплекса составляет более $400 млн.Компания РУСАЛ намерена провести модернизацию Братского алюминиевого завода с целью увеличения к 2013 году объемов выпуска алюминия до 1,1 млн тонн. На модернизацию комбината предполагается направить порядка $700 млн. Кроме того, РУСАЛ намерен построить новый алюминиевый завод на Тайшетской производственной площадке мощностью600–750 тыс.тонн в год. На первоначальный этап строительства завода в Тайшете с пуском первого электролизера в 2008 году потребуется более $700 млн.ОАО «Производственное объединение «Иркутский завод тяжелого машиностроения» (ИЗТМ) планирует организовать на собственной промплощадке производство литейной продукции и выпуск легких алюминиевых конструкций для строительных нужд. Необходимый объем капвложений — 157,6 млн руб. В первом случае предполагается перерабатывать до 30% лома черного металла Иркутска, во втором — завоевать долю в 70% от общего объема производства и строительства объектов из легких металлоконструкций на территории Иркутской области.Компания «Мечел« инвестируетв 2006–2010годах порядка $120 млн в техническое перевооружение Коршуновскогогорно-обогатительногокомбината; большая часть инвестиций пойдет на освоение Краснояровского железорудного месторождения.ОАО«Полюс-Золото»инвестируетв 2006–2010годах около 7 млрд руб. в освоение золоторудных месторождений на севере Иркутской области. Итогом инвествложений станет увеличение к 2010 году производства золота в 22 раза — до 11 тонн в год по сравнению с 0,5 тонны в 2005 году. Кроме того, «Полюс» совместно с государственным Центральнымнаучно-исследовательскимгеологоразведочным институтом намерен участвовать в переоценке запасов месторождения «Сухой Лог», что, по мнению аналитиков, поможет компании более детально познакомиться с запасами месторождения и позволит подчеркнуть свои намерения победить в аукционе.ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» в прошлом году приступило к строительству установки по производству метилтребутилового эфира (МТБЭ), что позволит компании производить высокооктановые бензины вне зависимости от внешних поставщиков. Сметная стоимость проекта — $4,5 млн.Компания «РУСИА Петролеум» намерена инвестироватьв 2005–2009годах $430 млн на проектирование и обустройство инфраструктуры на Ковыктинском месторождении. Общий объем инвестиций в Ковыктув 2004–2009 годахпредполагается на уровне $2160 млн, из которых примерно половина средств будет направлена на реализацию программы газификации Иркутской области на базе Ковыкты.ОАО «Газпром», которое также намерено газифицировать Иркутскую область на базе средних и малых месторождений севера области, заявило о готовности инвестировать в реализацию своей программы порядка $900 млн. Согласно планам, до 2015 года будет газифицировано 899 населенных пунктов, уровень газификации Прибайкалья при этом составит 81%.ОАО «Верхнечонскнефтегаз», разрабатывающее одноименное месторождение, может инвестировать в его разработку до 2016 года порядка 7 млрд руб. Наибольший объем инвестиций планируетсяв 2009–2011 годах,с вводом месторождения в промышленную эксплуатацию.ОАО «Иркутскэнерго» готовится вложитьв 2006–2024 годах107,5 млрд руб. в развитие генерации сетевого хозяйства и строительство новых блоков ТЭЦ. Кроме того, ЗАО «КЭС» намерено инвестировать порядка $400 млн в строительство новой тепловой электростанции на газовом топливе в Иркутской области.Корпорация «Илим Палп» намерена инвестироватьв 2006–2012годах $750 млн в развитиеУсть-ИлимскогоЛПК и Братского ЛПК. Результатом вложенных инвестиций станет увеличение объема товарной продукции: на БЛПК —до 950–960 тыс.тонн в год (против 720 тыс. тоннв 2005-м)и 1100 тыс. тонн на УИЛПК (против 642 тыс. тонн).ООО «Сибэкспортлес групп», консолидировав ряд лесных активов, заявило о развитии в Иркутской области глубокой переработки древесины.В 2006–2010годах компания собирается инвестировать $232 млн. Компания предполагает построить завод по глубокой переработке древесины мощностью 350 тыс. куб. м в поселке Новая Игирма, там же будет организовано производство клееных конструкций из древесины; на базе ЗАО «Янтальлес» планируется строительство завода по производству деталей для деревянного домостроения мощностью 200 тыс. куб. м. В поселке Рудногорск компания «СЭЛ групп» намерена построить завод по производству древесных плит.Совместное предприятие московского ЗАО «МС Менеджмент« и американского Midway United Ltd также готово в ближайшие два года построить на севере области лесоперерабатывающий комбинат с целью производства фанеры мощностью 250 куб. м в год и пиломатериалов мощностью до 150 куб. м в год. Предполагаемый объем инвестиций — порядка $90 млн.Пивоваренный концерн SUN Interbrew приступил в начале сентября к строительству нового завода в городе Ангарске мощностью 2,2 млн дал пива в год. Инвестиции в строительство завода составят около 80 млн евро. Запуск завода намечен на 2008 год.Ряд компаний туристической отрасли намерен также привлекать инвестиции либо вкладывать собственные средства в строительство гостиничныхи спортивно-оздоровительныхкомплексов.

Административный ресурс

Первыйвице-губернаторИркутской области Юрий Параничев накануне БЭФана пресс-конференциисообщил, что обладминистрация в настоящее время готовит пакет документов с целью формирования заявки по созданию в регионе Особой экономической зоныпромышленно-производственноготипа. Предполагается, что ОЭЗ будет расположена между городами Иркутск и Ангарск на территории площадью 20 кв. км. Возле этого участка проходят ВСЖД, автодорогаМосква-Владивосток,ЛЭП, что, по мнению замгубернатора, привлечет потенциальных инвесторов. Наличие в области ОЭЗ позволит реализовать ряд проектов, связанных с машиностроением и информтехнологиями. Так, Иркутск уже выбран корневым удостоверяющим центром электронного документооборота Сибирского федерального округа.Юрий Параничев также заявил, что Иркутская область намерена увеличить в 2006 году объемы жилищного строительствав 1,7–1,8раза — до 400 тыс. кв. м. Для активизации строительства область намерена использовать механизмы всех имеющихся федеральных и региональных программ, содействующих гражданам в приобретении жилья.

Прямая речь

Как связать власть и бизнес

АНДРЕЙ ПЕСТОВ, генеральный директор«ГАЗЭКС-Менеджмент»:— Без долгосрочной стратегии развития сейчас не ведет бизнес ни одна национальная компания. Перспективы развития активов на территории Сибири на сегодняшний день очень велики. В частности, наше пристальное внимание обращено на происходящую газификацию Новосибирской области и будущую газификацию Иркутской области. Планируемое масштабное строительство газораспределительных сетей — явление для Иркутской области новое, и поэтому вызывает повышенный интерес у всех заинтересованных кругов в регионе.Газификация Иркутской области — проект федерального масштаба, реализация которого позволит обеспечить поставки природного газа на объекты химической промышленности, что даст дополнительный импульс для освоения международных рынков пластмасс и другой химической продукции. Предстоящий рост экономики региона необходимо сопровождать развитием обслуживающей инфраструктуры, в том числе коммунального хозяйства региона. При газификации крупных промышленных центров Иркутской области потребуется федеральная поддержка в части развития газовой инфраструктуры и коммунального хозяйства. Общий объем необходимых инвестиций только в газификацию населенных пунктов на отрезке трубопровода «Ковыкта — Саянск — Иркутск» составляет около 5 млрд руб. Государство должно учесть низкую доходность от продаж газа населению и социальную направленность такой газификации, а следовательно, поддержать процесс.Существует множество факторов, способных повлиять на ход реализации данного проекта. Главные из них — принципиальные договоренности нашей компании с поставщиками газа, а также достаточный опыт газификации. Кроме того, мы открыты к сотрудничеству со всеми заинтересованными в реализации проекта участниками и готовы находить в любых вопросах взаимовыгодные решения. Все это составляет уже 90% успешной реализации проекта. Полагаю, что основным сдерживающим фактором может стать неготовность потребителя — ни для кого не секрет, что для перепрофилирования на новое топливо или сырье необходимо затратить существенные денежные средства.Реализация таких масштабных и априори убыточных проектов не под силу даже крупнейшим газовым компаниям. Поэтому единственно возможный вариант газификации муниципалитетов Иркутской области —частно-государственноепартнерство. Мы надеемся, что газификация муниципальных образований Иркутской области будет выполняться именно в рамках такого партнерства.

Тариф отдельно, бизнес - отдельно

06-12-2005
Профиль

Руководство РАО ЕЭС призналось: скоро даже своевременная оплата счетов за электроэнергию не будет гарантировать того, что свет на вашем предприятии неожиданно не погаснет.

Для начала, например, в Москве, если зима окажется морозной. Можно было даже не сомневаться в реакции столичных властей: Юрий Лужков уже написал письмо Владимиру Путину. Виновато в сложившейся ситуации, по мнению московского мэра, прежде всего "многолетнее бездействие руководителей РАО ЕЭС". Глава энергохолдинга Анатолий Чубайс в долгу не остался. "Можно пытаться обмануть кого угодно, только закон Ома обмануть нельзя, в том числе и Юрию Михайловичу Лужкову. Все это не имеет отношения к реальной заботе об энергоснабжении. Это все имеет отношение к своему любимому рейтингу... Глядишь, один-другой процентик не помешает на закате политической карьеры", - заявил Чубайс на пресс-конференции в минувший четверг.

Кстати, позиция мэра руководство энергохолдинга удивила. Как рассказал "Профилю" член правления РАО "ЕЭС России" Андрей Трапезников, московские власти были в курсе планов энергохолдинга. "Меры по введению ограничений в случае нештатных ситуаций разрабатываются вместе с соответствующими департаментами Москвы и Московской области на основании соответствующего постановления правительства РФ", - отметил он.

Темнота наступает

Понять причины, которые заставили менеджмент энергохолдинга готовиться к худшему, несложно. По словам аналитика ИК "Проспект" Алексея Соловьева, потребление электроэнергии в Москве ежегодно увеличивается на 4-5%. При этом новые станции в европейской части РФ почти не строят. Уже сейчас энергии, которую вырабатывают станции столичной энергозоны, для обеспечения всех городских потребностей не хватает. Часть тока приходится передавать по сетям из соседних регионов. Однако импортировать больше 10% из необходимых столице 15 тыс. МВт установленной мощности не позволяют устаревшие сети. Пик потребления обычно приходится на зимние месяцы. Если в какой-то момент оно превысит возможности энергосистемы, может случиться еще один блэк-аут вроде майского. Только зимний.

В ситуации, напоминающей московскую, через два-три года может оказаться вся центральная часть России, а за ней и другие регионы. Естественно, сложившаяся ситуация связана с недостатком инвестиций.

Основная масса инвестиций в отрасль сейчас поступает за счет так называемой инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию. Однако этих средств для полноценного обновления отрасли явно не хватает. По мнению гендиректора компании "Комплексные энергетические системы" (принадлежит Виктору Вексельбергу) Михаила Слободина, всего в 2005 году отрасль получила около $5 млрд., в то время как для полноценной модернизации нужно минимум в два раза больше.

Отдавать надо!

Где можно взять недостающие деньги? Самый простой и проверенный способ - увеличение тарифа на электроэнергию. Сейчас ее предельная цена утверждается Федеральной службой по тарифам с помощью прогнозируемого уровня инфляции. Однако издержки растут быстрее. К примеру, в этом году, по данным РАО ЕЭС, стоимость электроэнергии увеличилась на 9,2%. При этом цены на основное топливо электростанций - природный газ (на него, по данным энергохолдинга, приходится 70,4% всего потребляемого компанией топлива) - увеличиваются темпами, опережающими инфляцию.

Однако на повышение тарифа ФСТ и менеджмент РАО ЕЭС, скорее всего, не пойдут. Аналитик ИГ "Атон" Дмитрий Скрябин отмечает, что увеличение цены на электроэнергию чревато негативными политическими последствиями. Поэтому перед выборами на такой шаг власти вряд ли отважатся.

Также для строительства станций можно было бы использовать банковские кредиты. По данным ИК "Проспект", в 2004 году доля заемных средств в инвестиционном портфеле РАО ЕЭС составила лишь 19,4%. При этом, по оценке "Атона", сейчас размер кредитного портфеля РАО ЕЭС не превышает $2 млрд. Теоретически, считает Дмитрий Скрябин, холдинг мог бы занять еще как минимум столько же. Однако все снова упирается в тариф на электроэнергию. По мнению экспертов, его нынешний уровень не позволяет строить на кредитные деньги станции и возвращать заемные средства.

Есть и другие причины, по которым энергохолдинг не спешит использовать кредитный ресурс. Через несколько лет РАО ЕЭС в своем нынешнем состоянии перестанет существовать и будет окончательно разделено по видам бизнеса. В этих условиях делать долгосрочные займы бессмысленно. "Каким образом РАО сможет привлечь деньги на пять, десять лет, когда этой компании скоро просто не будет? - задается вопросом Михаил Слободин. - Да и какой банк даст взаймы в такой ситуации?"

Еще один способ найти деньги на модернизацию - проведение допэмиссий акций генерирующих компаний. По этому пути уже готовятся пойти созданная в ходе энергореформы ОГК-5 и "Мосэнерго". В столичной компании рассчитывают провести допэмиссию 50% акций и привлечь в результате до $2 млрд., которые предполагается пустить на строительство новых станций. Планы менеджмента ОГК-5 скромнее: здесь речь, вероятно, будет идти о допэмиссии не более чем 25% акций.

Для проведения допэмиссии нужно решение совета директоров РАО ЕЭС, большинство мест в котором принадлежит представителям государства. По словам собеседника "Профиля", осведомленного о ситуации в отрасли, менеджмент других генерирующих компаний внимательно следит за тем, как отнесутся к инициативам ОГК-5 и "Мосэнерго" чиновники. Если компаниям разрешат провести допэмиссию, то их примеру могут последовать и другие сформированные в ходе реформы игроки.

Правда, допэмиссию тоже должен кто-то купить. По мнению Дмитрия Скрябина, инвесторы не станут вкладывать деньги в акции генерирующих компаний, если не будет уверенности в том, что вложения окупятся. Сделать это с действующими энерготарифами нереально. К тому же, обращает внимание заместитель гендиректора компании "Технологии корпоративного управления" Андрей Литвин, у "дочек" РАО ЕЭС еще нет четкой стратегии развития своего бизнеса. Поэтому пока непонятно, на какие конкретно проекты планируется потратить привлеченные средства.

Хочется предсказуемости

Другой вариант - привлечение крупного стратегического инвестора. О своем интересе к российской электроэнергетике в разное время заявляли крупные европейские компании: Enel, E.ON и EDF. Однако пока вкладываться в российские активы иностранцы не торопятся. Не спешат и российские инвесторы.

По мнению экспертов, это связано прежде всего с отсутствием четких правил игры на российском электроэнергетическом рынке. "Чтобы существовали стимулы строить новые станции и успевать за растущим спросом, необходимо создать механизм привлечения инвестиций в отрасль, - отмечает Дмитрий Скрябин. - Именно для этого и затевалась энергореформа". А вкладывать деньги в отрасль, когда цену на электроэнергию определяет не рынок, а государство, инвесторы не желают.

Теоретически исправить ситуацию могло бы принятие постановления о госгарантиях инвестиций в электроэнергетику. Оно помимо прочего предусматривает компенсацию инвестору разницы между реальной ценой электроэнергии и той, которая необходима, чтобы сделать строительство станции окупаемым. Но этот документ до сих пор находится на рассмотрении в правительстве, хотя в Минпромэнерго, которое занималось подготовкой постановления, надеялись, что оно будет подписано Михаилом Фрадковым еще в начале ноября.

В итоге у властей есть два выхода. Во-первых, можно все-таки пойти на значительное повышение тарифа на электроэнергию. По мнению Дмитрия Скрябина, чтобы компании получили возможность использовать кредиты для строительства новых станций, цена на электричество должна увеличиться минимум вдвое. Второй вариант - строить новые мощности за счет средств Инвестиционного фонда. Правда, его нынешний размер (70 млрд. рублей) вряд ли позволит решить все проблемы энергетики. К тому же большинство экспертов сомневаются в эффективности госвложений. Поэтому правительству, видимо, рано или поздно придется либерализовать рынок электроэнергии. В противном случае лампочка в один прекрасный день может погаснуть и в кабинете Михаила Фрадкова.


КЭС намерены предложить РАО "ЕЭС России" рассмотреть возможность изменения конфигурации МРСК

04-11-2004
АКМ, Ведомости, РосБизнесКонсалтинг

Комплексно-энергетические системы (КЭС) намерены предложить РАО "ЕЭС России" рассмотреть возможность изменения конфигурации четырех Межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Об этом сегодня, выступая на конференции "Газ и электроэнергетика России", заявил гендиректор КЭС Михаил Слободин.

"Гигантомания в виде четырех МРСК не способствует росту капитализации, а сильно утяжеляет структуру управления компании, у которой будет десятки миллионов контрагентов-потребителей", — отметил в своем выступлении глава КЭС.

Вопрос о необходимости пересмотра варианта консолидации и системы управления распределительными сетевыми активами, по словам М.Слободина, будет поднят на заседании комитета РАО "ЕЭС России" по стратегии и реформе 9 ноября. В целом, как отметил глава КЭС, распределительные сети, которые в ходе реформы остаются пока за носителями бренда (то есть, собственно, АО-энерго), находятся на периферии внимания как менеджмента, так и большинства инвесторов в энергетику. При этом управлением этими активами занимается компания, имеющая другую стратегию и специфику бизнеса — ФСК.

При этом, по словам М.Слободина, эти активы могут нести "стабильные денежные потоки" и потенциал роста, особенно в динамичных регионах. Распределительные сети в цепочке добавленной стоимости могут составлять до 50-60% и, сохраняя бренд АО-энерго, оставляют за собой необходимую инфраструктуру по присутствию на рынке, отметил М.Слободин.

05.11.2004

Ведомости

КЭС хотят изменить конфигурацию МРСК.

Комплексно-энергетические системы (КЭС) намерены предложить РАО "ЕЭС России" рассмотреть возможность изменения конфигурации четырех Межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). Об этом вчера заявил гендиректор КЭС Михаил Слободин. "Гигантомания в виде четырех МРСК не способствует росту капитализации, а сильно утяжеляет структуру управления компании, у которой будут десятки миллионов контрагентов-потребителей", — отметил он. Вопрос о пересмотре варианта консолидации и системы управления распределительными сетевыми активами, по словам Слободина, будет поднят на заседании комитета РАО "ЕЭС России" по стратегии и реформе 9 ноября. Распределительные сети, которые в ходе реформы остаются пока за носителями брэнда (АО-энерго), находятся на периферии внимания как менеджмента, так и большинства инвесторов в энергетику. При этом эти активы могут нести "стабильные денежные потоки" и потенциал роста, особенно в динамичных регионах, говорит Слободин.

04.11.2004

РосБизнесКонсалтинг

ЗАО "Комплексные энергетические системы" предлагает РАО ЕЭС пересмотреть варианты консолидации МРСК.

ЗАО "Комплексные энергетические системы" (ЗАО "КЭС") предлагает РАО "ЕЭС России" пересмотреть варианты консолидации Межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), сообщил на конференции, организованной Институтом Адама Смита, глава ЗАО Михаил Слободин. По его словам, в настоящее время предложенная менеджментом РАО конфигурация распределительных сетей, предполагающая создание четырех МРСК, является слишком укрупненной, не способствует росту капитализации и сильно утяжеляет структуру управления активами. Кроме того, по его словам, консолидация активов в рамках предложенного варианта займет много времени.

М.Слободин также отметил, что в настоящее время распредсети находятся "на периферии внимания менеджеров и потенциальных инвесторов". Вместе с тем, по мнению ЗАО "КЭС", распределительные сети являются достаточно привлекательным активом. В частности, в данной сфере невелики риски потери бизнеса, формируются стабильные денежные потоки и имеется значительный потенциал роста.

ЗАО "КЭС" предлагает пересмотреть варианты консолидации и системы управления МРСК. М.Слободин подчеркнул, что этот вопрос компания намерена вынести на рассмотрение комитета по реформированию при совете директоров РАО "ЕЭС России", заседание которого состоится 9 ноября.

Напомним, совет директоров РАО ЕЭС утвердил следующую конфигурацию межрегиональных распределительных сетевых компаний: МРСК-1 в составе объединенной энергосистемы (ОЭС) Центра и ОЭС Северного Кавказа; МРСК-2 в составе ОЭС Северо-Запада; МРСК-3 в составе ОЭС Урала и ОЭС Средней Волги; МРСК-4 в составе ОЭС Сибири. Решение о создании МРСК-5 на Дальнем Востоке будет приниматься в дальнейшем в контексте решений о реформировании региональных АО-энерго.