Либерализации рынка энергетики и поступления в сектор инвестиций до 2008г. не предвидится, полагают эксперты :: Cтационарные аккумуляторные батареи
 





тел. Ростов+7 569 0020265,
не дозвонились?мы перезвоним!

На объектах, где используются стационарные аккумуляторные батареи важно обеспечить четкое и неукоснительное соблюдение всех требований по их надлежащей эксплуатации и обслуживанию.

Либерализации рынка энергетики и поступления в сектор инвестиций до 2008г. не предвидится, полагают эксперты

26-02-2006
РБК

Серьезной либерализации российского рынка энергетики и снижения цен на электрическую энергию до 2008г. не предвидится. Такую точку зрения высказал в прямом эфире телеканала РБК генеральный директор ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС), президент РКС Михаил Слободин. Данные факторы, по его мнению, тормозят процесс поступления серьезных инвестиционных вложений в энергосистему. В свою очередь президент Института энергетической политики Владимир Милов отметил, что сегодня власть поддерживает в обществе иллюзию социального спокойствия благодаря сдерживанию тарифов на электроэнергию и сохранению централизованного контроля над электроэнергетической отраслью. Между тем в условиях, когда генерирующие мощности не приватизируют, а государство опасается либерализовать рынок, проведение энергореформы оказывается маловероятным.
Как отметил М.Слободин, сегодня в большинстве случаев поступлению инвестиций в сектор препятствует текущий уровень тарифов, который не обеспечивает инвесторам приемлемый возврат на вложенный капитал. По его мнению, необходимо отказаться от регулирования тарифов и создать условия для конкурентного ценообразования. В результате тарифная ставка будет устойчивой в течение длительного времени, что обеспечит нормальный инвестиционный процесс. Как полагает В.Милов, вряд ли стоит ожидать, что власти "отпустят" тарифную политику. По его мнению, необходимо создать механизм, "который определял бы уровень цены в соответствии со спросом и предложением, реальной потребностью в электрических мощностях и ценой, которую потребители готовы платить".
Как сказал М.Слободин, одной из позитивных тенденций в энергетической отрасли является переход на регулируемые долгосрочные договора, которые в среднесрочной перспективе позволят спрогнозировать ценовую политику и генерирующих активов, и потребителей. По мнению В.Милова, несмотря на то, что долгосрочные договора гарантируют будущую выручку и облегчают задачу привлечения инвесторов, они не в силах решить проблему энергетики, пока тарифы не обеспечат оправданную доходность вложений.
По словам М.Слободина, сегодня только в воспроизводство московской энергосистемы необходимо инвестировать около 6 млрд руб. Полностью же закрыть растущий спрос возможно, вкладывая в энергетическое хозяйство Москвы 15-18 млрд руб. ежегодно.

РАО ЕЭС и "Базэл" пока не договорились о схеме достройки Богучанской ГЭС

04-02-2005
Интерфакс

3 февраля 2005 года.Представителям РАО "ЕЭС России" (РТС: EESR, EESRP) и компании "Базовый элемент" не удалось в отведенный до 1 февраля срок найти оптимальный вариант сотрудничества при финансировании достройки Богучанской ГЭС.

В минувшую среду в РАО "ЕЭС" прошел очередной раунд переговоров руководителей обеих компаний. Источник, близкий к одной из сторон, сообщил "Интерфаксу", что обсуждались различные схемы и варианты, но прийти к единому мнению не удалось, в то время как на совещании, проходившем 21 января в Минэкономразвития РФ, перед РАО "ЕЭС" и "Базэлом" была поставлена задача найти компромиссное решение до 1 февраля.

Как пояснил "Интерфаксу" член правления РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников, задержка вызвана сложностью этого вопроса и желанием участников переговоров найти взаимоприемлемый вариант. Он уточнил, что консультации идут в ежедневном режиме.

"Ни РАО "ЕЭС России" ни "Базэл" не намерены затягивать процесс, в то же время вопрос требует рассмотрения различных аспектов завершения строительства: корпоративных, финансовых, производственных. И этим объясняется тот факт, что до 1 февраля стороны не смогли завершить этот процесс", - заявил А.Трапезников.

Он выразил надежду, что "взаимоприемлемый вариант все же будет определен". Как сообщалось ранее, на совещании глав Минэкономразвития, Минпромэнерго, РАО "ЕЭС" и "Базэла" 21 января планировалось утвердить способ финансирования достройки Богучанской ГЭС в основном за счет средств ОАО "Федеральная гидрогенерирующая компания", созданного в рамках реформирования 100%-ной дочерней компании РАО "ЕЭС", под контролем которой будут сосредоточены крупнейшие ГЭС энергохолдинга.

Этот вариант был признан оптимальным специально нанятым консорциумом консультантов, а после - и профильной межведомственной рабочей группой. Однако участники совещания в Минэкономразвития не утвердили его, поручив дополнительно изучить возможность более широкого участия в достройке станции "Базэла", которому сейчас уже принадлежит более 25% акций Богучанской ГЭС. РАО "ЕЭС" и "Базэлу" было поручено до 1 февраля договориться, а итоговое решение министров ожидалось до 5 февраля.

Предполагается, что на основе решения министров будет подготовлен доклад президенту РФ, который и утвердит окончательное решение.

Строительство Богучанской ГЭС ведется с начала 80-х годов. В настоящее время единственным инвестором проекта является РАО "ЕЭС", которое финансирует достройку из своей инвестпрограммы, формируемой на основе абонентной платы. Однако выделяемых средств хватает лишь на поддержание строительного комплекса станции в рабочем состоянии.

В 2004 году "Базэл" заявил о своем желании финансировать достройку Богучанской ГЭС, поскольку связывает с ней проект сооружения нового алюминиевого завода в регионе. Однако "Базэл" и РАО "ЕЭС" не сошлись во мнении относительно схемы достройки, а также ее стоимости, после чего и было принято решение привлечь консультантов.

Официальные комментарии представителей "Базэла" по поводу прошедших в минувшую среду переговоров "Интерфаксу" получить в четверг не удалось.


Холдинг Санникова

18-03-2009
Леонид Хомерики _ РБК Daily

 

Алексей Санников сменит Александра Чистякова на посту замглавы холдинга МРСК

Александр Чистяков покинул пост первого заместителя генерального директора холдинга МРСК, который он совмещал с должностью первого заместителя председателя правления Федеральной сетевой компании (ФСК). Решение об уходе г-на Чистякова из распредсетевого холдинга согласовано с Министерством энергетики. По информации РБК daily, теперь замглавы холдинга МРСК должен стать Алексей Санников, ранее работавший в «Атомэнергопроме» и ФСТ.

В 2001-2002 годах Александр Чистяков работал членом правления, директором по инвестиционной политике РАО «ЕЭС России». С 2002 года он совмещал должности первого заместителя председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС» и первого заместителя генерального директора холдинга МРСК.

Об уходе Александра Чистякова сообщила пресс-служба ФСК. «В период кризиса необходимо усилить управление магистральным сетевым комплексом, поэтому я намерен сосредоточиться на работе в ФСК», - приводятся в сообщении компании слова г-на Чистякова.

Напомним, что в конце февраля на совете директоров холдинга распредсетей неожиданно произошла смена гендиректора. Александр Казаков, занимавшийся формированием холдинга, покинул свой пост, а его место занял Николай Швец, до этого бывший председателем законодательного собрания Амурской области.

Кресло Александра Чистякова в холдинге МРСК должен занять Алексей Санников, рассказали РБК daily два источника в отрасли. В ФСК эту информацию не комментируют.

Г-н Санников стоял у истоков реформы электроэнергетики. В 90-е годы он возглавлял департамент регулирования энергетики в Минпромэнерго, после этого возглавлял «Нижновэнерго», работал в ФСТ и «Атомэнергопроме», владеющем гражданскими активами «Росатома».

«Если Алексей Санников получит назначение в холдинге МРСК, то отрасль точно не прогадает, - заверил РБК daily один из бывших коллег г-на Санникова в Федеральной службе по тарифам, отметив: - Что такое электросети, ему объяснять не надо». Как рассказал РБК daily источник в «Росатоме», Алексей Санников почти год назад покинул компанию. Собеседник охарактеризовал его как молодого, эффективного и достаточно жесткого менеджера, который «может быть кем угодно в энергетике», поскольку работал на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях.

«Важно, насколько новые люди смогут продолжить дело бывших руководителей холдинга МРСК», - отмечает аналитик ФК «Уралсиб Капитал» Матвей Тайц. По его словам, любые задержки могут негативно сказаться на стоимости компаний, входящих в распредсетевой холдинг. «Команда холдинга МРСК может пополниться сильным управленцем», - считает управляющий партнер «2К Аудит - Деловые консультации» Иван Андриевский. Он также полагает, что это поможет формированию в холдинге системы сдержек и противовесов.


Жизнь с дефицитом

15-06-2009
Ольга Мариничева _ Энергетика и промышленность России

 

Еще недавно прогнозы будущего российской энергетики основывались на неуклонном росте энергопотребления, с необходимостью формировать рост новых мощностей. С вопросами о том, как изменилась ситуация в условиях финансового кризиса, мы обратились к специалистам Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике.

- Как известно, более года назад распоряжением правительства от 22 февраля 2008 года № 215?р был одобрен документ под названием «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» (далее - Генеральная схема). В ней на перспективу до 2020 года предполагались довольно высокие среднегодовые темпы прироста внутреннего спроса на электроэнергию, порядка 4,4 процента в год за период 2007?2020 годов. Это соответствовало ожиданиям быстрого роста электропотребления в стране: в 2010 году - до 1197 миллиардов кВт-ч, в 2015 году - 1426 миллиардов кВт-ч, в 2020 году - 1710 миллиардов кВт-ч (базовый вариант).

И для таких ожиданий тогда были достаточно веские основания. Во-первых, быстрый рост спроса на электроэнергию. Во-вторых, итоги зимы 2005/2006 года, когда экстремально низкие температуры в Европейской части страны заставили столкнуться с нехваткой газового топлива и вынудили вводить ограничения потребителей. Наконец, авария 25 мая 2005 года в Московской энергосистеме резко обострила проблему дефицита энергетических мощностей, напомнила о высокой степени их износа.

Поэтому для надежного энергоснабжения потребителей при заданных темпах роста электропотребления в Генеральной схеме была определена суммарная потребность во вводах генерирующих мощностей к 2020 году в размере 186,1 ГВт.

Сегодня, в условиях начавшегося экономического кризиса, необходимо актуализировать сделанные ранее оценки и расчеты. В рамках мониторинга реализации Генеральной схемы по заказу Министерства энергетики РФ был разработан «Прогнозный баланс электроэнергетики на период 2009?2020 годов». В этой работе были учтены инвестиционные программы развития энергокомпаний на ближайшую перспективу и их планы-прогнозы развития до 2020 года с учетом изменившихся условий. В предложениях энергетических компаний, отражающих их инвестиционные намерения в период до 2020 года, вводы мощности составили 104,3 ГВт. Выполненные предварительные балансовые расчеты с учетом уточненного прогноза роста электропотребления показали, что при прогнозируемом в настоящее время варианте электропотребления данные объемы нового строительства достаточны для покрытия потребности в генерирующей мощности по стране в целом.

При этом ситуация в разных регионах действительно различается, например, в ближайшие 2?3 года собственный дефицит резерва мощности будет ощущаться в ОЭС Северо-Запада и ОЭС Урала. В ОЭС Юга собственный дефицит резерва мощности будет иметь место в течение всего прогнозируемого периода. В 2020 году прогнозируется возникновение собственного дефицита мощности в ОЭС Средней Волги и ОЭС Урала. Вместе с тем, покрытие этого дефицита обеспечивается наличием достаточной пропускной способности внешних электрических связей указанных ОЭС.

Риски возникновения непокрываемых дефицитов или снижения нормативных резервов мощности могут возникнуть при отказе от выполнения инвестиционных обязательств энергокомпаний, пересмотре ими своих планов в меньшую сторону.

- Рассматриваются ли сейчас новые прогнозы спроса на электроэнергию на долгосрочную перспективу?

- Проведенная до 2008 года либерализация отрасли позволила привлечь частные инвестиции для обеспечения программы создания новых энергетических мощностей. Завершение инвестиционных проектов новыми собственниками было одним из условий продажи энергетических компаний. При этом инвестиционная программа электроэнергетики - не сумма инвестиционных планов отдельных субъектов отрасли, это целостный документ, основанный на параметрах выбранного сценария развития, на прогнозе электропотребления и на соответствующих проектируемых тарифно-балансовых решениях.

Так, при разработке Прогнозного баланса электроэнергетики на период 2009?2020 годы, в котором был уточнен прогноз электропотребления, выбор сценария и целевых показателей определялся параметрами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662?р. Вместе с тем, были учтены ожидания субъектов электроэнергетической отрасли Российской Федерации, в том числе ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», а также крупнейших потребителей электроэнергии и представителей администраций субъектов Российской Федерации.

Реальный среднегодовой темп роста электропотребления за последние пять лет был на уровне 2,3 процента. В 2009 году в связи с экономическим кризисом ожидается снижение электропотребления на 4,5 процента по сравнению с прошлым годом. В 2010?2011 годах предполагается увеличение спроса на электроэнергию, но с более низкими, чем прогнозировалось до кризиса, темпами роста. В последующий период (2012?2020 годы) ожидается выход на темпы роста электропотребления, определенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, а именно 4 процента (2012?2015 годы) и 3,7 процента (2016?2020 годы). В результате, согласно данному варианту, на 2020 год прогнозируется электропотребление в объеме 1390 миллиардов кВт-ч.

Выполнены и другие варианты расчетов. Если в результате кризиса сложатся менее благоприятные внешние и внутренние условия развития российской экономики, уровень электропотребления может быть менее оптимистичным и на 2020 год составить 1285 миллиардов кВт-ч при среднегодовых темпах прироста 1,9 процента.

Возможно, что в условиях кризиса целесообразно чаще корректировать параметры прогноза. Кроме того, чтобы повышать качество прогнозирования, надо формировать новые механизмы взаимодействия субъектов отрасли при разработке программно-стратегических документов. Например, недавно нами подготовлен для утверждения Минэнерго регламент проведения на регулярной основе опроса крупнейших потребителей электроэнергии для мониторинга ситуации. Расширение участников и многообразия форм работы позволят нам решать задачи прогнозирования, несмотря на высокую неопределенность ситуации.

- Неизбежно ли существование дефицита мощности?

- Распределение объектов электроэнергетики по территориям страны не может и не должно быть равномерным. Всегда будут существовать регионы-доноры и регионы - получатели энергии, что связано с географией локализации потребителей, с географией размещения возобновляемых источников энергии, с логистикой и возможностями топливоснабжения электростанций, с развитием электрических связей, с развитием производительных сил в том или ином регионе, рядом других факторов. Функционирование ЕЭС призвано использовать специфику каждого региона.

В этом смысле «пестрота» картины - это преимущество, которое в рамках ЕЭС позволяет снижать риск «дефицита мощности». Но для обеспечения мобильности управления мощностью, для надежности электрических связей, для диверсификации структуры генерирующих мощностей нужно реализовывать инвестиционную программу отрасли, не используя кризис как повод отказаться от нее.

Проблемы, связанной с достоверностью получаемой отчетной информации в части электроэнергетики, сейчас нет. Используются данные отраслевой и статистической отчетности, данные выборочных исследований и опросов. Однако есть проблемы со сбором данных о функционировании смежных отраслей, например жилищно-коммунального хозяйства. И поскольку тут нужен комплексный подход и синхронизация инвестиционных программ, то стоит задача формирования общей современной информационной базы для целей анализа, прогнозирования и планирования развития энергетики и других отраслей.

В целом должна быть поддержана идея создания Государственной системы прогнозирования спроса на электрическую энергию и мощность на оптовых и розничных рынках, в рамках которой будут решены задачи информационного обеспечения.

- Каковы причины дефицита мощности, который отмечается даже в условиях снижения энергопотребления? Какие стимулы необходимы для поддержания необходимого баланса мощности (и текущего, и на перспективу) путем эффективного инвестиционного развития отрасли?

- Во-первых, уже отмечалось, что инвестиционный процесс в электроэнергетике не обязательно связан с текущим дефицитом генерирующих мощностей или активно растущим спросом на энергию. Понятно, что реновация и модернизация основного оборудования является необходимым и постоянным аспектом деятельности любой энергетической компании. Иначе износ и выбытие оборудования могут стать причиной снижения надежности энергоснабжения, причиной роста удельных издержек, а впоследствии - и причиной дефицита мощности. В этом же ряду причин и необходимость диверсификации структуры генерирующих мощностей.

Во-вторых, сетевые ограничения в отдельных районах действительно могут создавать трудности в обеспечении устойчивого энергоснабжения локальных потребителей. Особенно это актуально для изолированных районов. Решения могут быть разными в зависимости от конкретной ситуации. Например, из?за удаленности потребителей от источников генерации часто целесообразнее сохранять изолированный характер энергоснабжения района на основе ввода современных генерирующих источников в рамках данной локальной энергосистемы.

Наконец, третья причина - рост электропотребления, который продолжается в ряде регионов, несмотря на кризис. Например, это Краснодарский край, республики Юга России, Тюменская область, юг Приморского края и некоторые другие регионы.

- Какие действия необходимо предпринять, чтобы избежать нарастания дефицита мощности в условиях будущего экономического роста?

- Готовясь к развертыванию масштабной инвестиционной программы отрасли в условиях роста электрических нагрузок, целесообразно поддерживать равномерность объемов ежегодных вводов с их постепенным наращиванием с целью повышения квалификации и масштабов инжиниринговых, строительно-монтажных, энергомашиностроительных организаций и компаний, высшей школы и специальных учебных заведений, обеспечивающих жизнедеятельность электроэнергетики.

Среди основных традиционных рисков невыполнения инвестиционных намерений энергокомпаний можно отметить: несогласование землеотвода; неопределенность нагрузок потребителей; необеспеченность топливом (в первую очередь газом); продолжительность строительства; поставку оборудования; экологические ограничения; неопределенность в источниках финансирования.

В настоящее время, когда максимум электрической нагрузки пока ниже уровня предыдущего периода, есть время и возможность сформировать и отладить систему управления рисками электроэнергетики и систему взаимодействия с внешним окружением проектов.

Кроме этого, это время крайне важно использовать как паузу для модернизации отрасли. Новый инвестиционный рост должен происходить на качественно новой технологической базе электро-энергетики, а не воспроизводить и консервировать технологический уровень вчерашнего дня и соответствующий уровень затрат на эксплуатацию.

И последнее, но не менее актуальное замечание. Необходимо, чтобы регулирование электроэнергетики стало адекватным новой роли частных инвесторов, новой роли государства и потребителей, адекватным целям привлечения и оборота инвестиций в отрасли, адекватным экономическим возможностям потребителей - в жесткой увязке со стимулированием их к рациональному и энергоэффективному поведению. Если в период «кризисной паузы» удастся решить эти задачи, то на вопрос «успеем ли подготовиться?» можно ответить утвердительно.