Стоп, реформа! Приватизация электростанций откладывается :: Cтационарные аккумуляторные батареи
 





тел. Ростов+7 569 0020265,
не дозвонились?мы перезвоним!

На объектах, где используются стационарные аккумуляторные батареи важно обеспечить четкое и неукоснительное соблюдение всех требований по их надлежащей эксплуатации и обслуживанию. Стать Заказ воды, какую воду лучше заказать глоток.

Стоп, реформа! Приватизация электростанций откладывается

23-11-2004
"Ведомости", Татьяна Егорова

Один из основных принципов энергореформы — приватизация электростанций — откладывается на неопределенный срок. Долгожданное заседание правительства о ходе энергореформы перенесено, причем обсуждать на нем продажу генерации уже не планируется.

“Это даже не затягивание реформы, а похоже на ее срыв”, — возмущается аналитик инвестбанка “Траст” Андрей Зубков.

Затеянная Анатолием Чубайсом реформа энергетики предполагает, прежде всего, выделение из РАО ЕЭС в отдельные структуры производство энергии, ее передачу, сбыт и др. Федеральная сетевая компания и Системный оператор уже давно работают. Уже создаются первые оптовые и территориальные генерирующие компании.

Схема их приватизации сейчас является главным вопросом для инвесторов. Утвердить ее правительство готовилось еще в начале этого года, но со сменой кабинета дело застопорилось. Чтобы разобраться в реформе, новый премьер-министр Михаил Фрадков взял тайм-аут до 2 декабря — в этот день правительство планировало обсудить энергореформу.

Однако инвесторов ждет жестокое разочарование. Заседание было перенесено на вторую половину месяца, а вопрос о приватизации больше не стоит на повестке дня.

Представитель правительства объясняет перенос заседания желанием министров обсудить энергореформу сначала на совете по конкурентоспособности при премьере. По его словам, до конца года правительство все же обсудит реформу, но вопрос о продаже генерации подниматься не будет. В докладе, который готовит Минпромэнерго, не идет речи о способе продажи генерации, подтверждает представитель министерства Станислав Наумов, — это можно обсуждать не раньше 2005 г.

“Уверен, что на правительстве будет объявлено, что о продаже генерации можно будет говорить, только когда новые компании проработают год-два”, — добавил чиновник Минэкономразвития. “Теперь большой победой будет уже услышать на заседании правительства, что приватизацию генерации никто не отменял”, — вторит ему чиновник одного из профильных ведомств. Один из менеджеров РАО также уверен, что “вопрос о приватизации, скорее, будет отложен на полгода или год”.

По его мнению, повод переноса заседания правительства не случаен. Один из сопредседателей группы по энергетике совета по конкурентоспособности — владелец “Базового элемента” Олег Дерипаска, один из главных противников продажи генерации, напоминает собеседник “Ведомостей”, опасаясь, что “его [Дерипаски] мнение в итоге может стать определяющим”.

В “Евросибэнерго” (входит в “Базэл”) отказались от комментариев, а представители “Базэла” были недоступны. Ранее Дерипаска высказывал мнение, что генерацию РАО разделять не нужно, но если ОГК будут созданы, то государству следует сохранить контроль над ними. А вот в РАО ожидают прихода в генерацию частных инвесторов. «Для этого еще есть время, ведь первая ОГК заработает только через год», — говорит представитель энергохолдинга.

Инвесторы боятся и подумать, что продажи электростанций не будет. “Надеюсь, речь идет об очередной задержке”, —– заявил “Ведомостям” представитель одного из крупных акционеров энергохолдинга. Развернуть реформу сектора практически невозможно, говорил недавно гендиректор КЭС Михаил Слободин: “Вернуть все назад уже дороже и рискованнее, чем двигаться вперед”.

“Все ждали, что на правительстве будет дана отмашка на приватизацию генерации, — возмущается аналитик инвестбанка “Траст” Андрей Зубков. – Без этого обсуждение проблемы теряет смысл”. Он уверен, что нерешительность правительства невыгодна всем стратегическим инвесторам РАО, кроме “Базэла”. “Его роль в затягивании реформы вряд ли велика, он просто пользуется нерешительностью правительства”, — резюмирует аналитик.


РАО "ЕЭС России" 20 и 21 мая проведет открытые аукционы по продаже своих акций восьми научно-проектных институтов

08-04-2008
АКМ

 

РАО "ЕЭС России" 20 и 21 мая проведет открытые аукционы по продаже акций восьми научно-проектных институтов. Об этом говорится в сообщениях энергохолдинга.

В частности, на торги выставлены 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Южный инженерный центр энергетики" с начальной ценой 625 млн руб., 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Инженерный центр ЕЭС - Гидропроект, Ленгидропроект, Теплоэлектропроект, Фирма ОРГРЭС" (2.3 млрд руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Инженерный центр энергетики Урала - УРАЛВНИПИЭНЕРГОПРОМ, Уралсельэнергопроект, УралТЭП, УралОРГРЭС,УралВТИ, Уралэнергосетьпроект, Челябэнергосетьпроект" (1.125 млрд руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Сибирский энергетический научно-технический центр" (950 млн руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Северо-западный энергетический инжиниринговый центр" (625 млн руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья" (360 млн руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Специальное конструкторское бюро теплоэнергетического оборудования ВТИ" (80 млн руб.), 75% минус 1 акция уставного капитала ОАО "Объединение ВНИПИэнергопром" (315 млн руб.).

Данные лоты подлежит реализации едиными пакетами. Заявки на участие в аукционе принимаются с 5 по 19 мая.

Все аукционы являются открытыми по составу участников с открытой формой подачи предложений по цене. Размер шагов колеблется от 2.5 млн руб. до 100 млн руб.

Также на аукцион выставлено нежилое помещение площадью 4.4025 тыс. кв. м, расположенное на улице Спартаковская в Москве. Начальная цена лота - 460 млн руб., минимальная - 330 млн руб. По этом лоту предусмотрено, что в случае отказа участников аукциона поддержать начальную цену, цена предложения аукциона снижается. Шаг по снижению цены - 10 млн руб. В случае, если кто-то из участников поддерживает заявленную цену аукциона, участникам предлагается делать заявки на повышение цены с шагом 5 млн руб.

Потенциальные покупатели, желающие принять участие в аукционах, должны внести задаток по первым восьми лотам не позднее 16 мая, по последнему - не позднее 15 мая.

Ранее в рамках реализации стратегии РАО "ЕЭС России" по выходу из активов научно-проектного комплекса были проданы 81.93-процентный консолидированный пакет ОАО "Специализированное проектно-конструкторское бюро по ремонту и реконструкции", состоящий из акций РАО и миноритариев, за 202.5 млн руб. при стартовой в 142.5 млн руб.; 48.99-процентный пакет ОАО "Сибтехэнерго" за 125 млн руб. при стартовой в 80 млн руб. В торгах по СПКБ РР победителем было признано ООО "СтройЭнергоКомплекс", по Сибтехэнерго - ООО "Региональная компания "Резерв". Пакет Сибтехэнерго был приобретен в интересах ОАО "Группа Е4", сообщала инжиниринговая компания.

РАО "ЕЭС России" - крупнейший российский холдинг. Мощность электростанций компании составляет 157.7 тыс. МВт или 72.2% от общей установленной мощности электростанций России и более 70% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Протяженность линий электропередачи холдинга составляет 2.483 млн. км, в том числе системообразующих - 144.5 тыс. км.

Уставный капитал компании равен 21.558 млрд руб. и разделен на 20520876992 обыкновенные и 1037574692 привилегированные акции номиналом 0.5 руб.

Чистая прибыль группы РАО "ЕЭС России" по МСФО за I полугодие 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 31% до 18.7 млрд руб. с 27.1 млрд руб.

РАО "ЕЭС России" занимает четвертое место в рейтинге "Ведущие предприятия России" по итогам 2006 года, представленном рейтинговым агентством АК&M в октябре 2007 года.


КЭС-Холдинг вырос на 23 тыс абонентов

04-04-2006
Прайм-ТАСС

Екатеринбургский филиал ООО "Комплексный расчетный центр" (входит в КЭС-Холдинг) впервые в своей деятельности заключил договор на обслуживание сторонней транспортной организации ЗАО "ТЭКУР" в Алапаевске. Как сообщили в пресс-службе компании "КЭСК-Мультиэнергетика", с 1 апреля контролеры Комплексного расчетного центра начинают снимать показания приборов учета у потребителей, кроме случаев, когда прибор учета стоит в электроустановках ЗАО "ТЭКУР". Помимо этого специалисты КРЦ будут вести базу данных всех абонентов, выставлять квитанции потребителям, выступая на этот раз уже в качестве агента Свердловэнергосбыта. Первые квитанция абоненты получат через два месяца.Помимо Алапаевска в расширившуюся зону обслуживания КРЦ вошли близлежащие поселки: Нейво-Шайтановский, Асбестовский, Зыряновский.В Алапаевске и поселках, которые с 1 апреля будут обслуживаться сотрудниками КРЦ, насчитывается 23 тыс бытовых потребителей и 450 абонентов - юридических лиц. Помимо транспорта электроэнергии ЗАО "ТЭКУР" занимается в Алапаевске теплоснабжением и снабжением горячей водой, поэтому в ближайшем будущем возможно расширение сферы деятельности сотрудников КРЦ, сказано в сообщении компании. Сейчас все начисления /кроме электроэнергии/ для ЗАО "ТЭКУР" производятся городским ЕРКЦ.

"Будем формировать мощный блок по управлению госсобственностью"

07-02-2008
Коммерсантъ

 

Глава Росэнерго Дмитрий Аханов об изменениях в работе агентства

В конце ноября в Федеральном агентстве по энергетике (Росэнерго) сменился руководитель. После реорганизации РАО "ЕЭС России" в июле агентство должно будет взять на себя часть функций энергохолдинга, при этом продолжив работу в угольной, газовой и нефтяной промышленности. За что теперь будет отвечать Росэнерго и какие вопросы придется согласовывать с ним уже частным энергетическим компаниям, "Ъ" рассказал в своем первом интервью в новой должности глава агентства Дмитрий Аханов.

-- В каком состоянии вам досталось Росэнерго?

-- Хороший вопрос. На самом деле досталось работающее агентство, исполняющее свои функции минимум в трех отраслях -- угле, нефти и газе. При этом с достаточно слабым пока, но активно развивающимся блоком по электроэнергетике. Конечно, есть что совершенствовать, многое нужно менять и адаптировать к сегодняшним реалиям. Но в целом я получил работоспособную конструкцию: 220 человек в Москве по штатному расписанию и порядка 108 в семи территориальных управлениях.

-- Что такое сегодня Росэнерго? В чем его функции?

-- Агентство реализует функции государственного управления в отраслях ТЭК -- угле, газе, нефти и электроэнергетике. Это управление государственной собственностью, реализация государственных программ развития, повышения эффективности и инвестиций. Конечно, различия между отраслями существуют. Например, в угле государственных активов больше нет. Последние были проданы совсем недавно. Управлять частной собственностью, с одной стороны, вроде бы нельзя, но с другой стороны, это не совсем так. Утверждена правительственная программа по завершению реструктуризации угольной отрасли до 2010 года. Она предполагает закрытие и ликвидацию шахт, переселение шахтеров с севера, мониторинг экологической ситуации в регионах и т. д. Общий объем финансирования составит более 40 млрд руб., в том числе почти 14 млрд руб. в текущем году. Кроме того, параллельно мы разрабатываем целевые проекты развития, например, по Эльгинскому месторождению в Республике Саха (Якутия) или Элегестскому месторождению в Республике Тыва. Как профильное агентство мы четко отслеживаем планы всех угольных компаний: сколько угля планируется добыть, какие горные работы они планируют проводить, помимо этого реализуем функцию МЧС в угольной отрасли. У нас есть подведомственные предприятия, которые де-факто являются горными спасателями. Они выезжают на любые аварии и инциденты, которые происходят на шахтах.

-- Как обстоят дела с электроэнергетикой?

-- В электроэнергетике же ситуация совсем другая. Сейчас основной актив в ней -- это РАО ЕЭС. Но с 1 июля ситуация резко изменится. Помимо государственных компаний, таких как ГидроОГК, ФСК (ОАО "Федеральная сетевая компания".-- "Ъ"), "Системный оператор" (ОАО "Системный оператор -- Центральное диспетчерское управление".-- "Ъ"), холдинг МРСК (межрегиональные распредсетевые компании.-- "Ъ") и РАО "ЭС Дальнего Востока", появятся частные -- вся тепловая генерация и сбытовая деятельность. И задача Росэнерго, базируясь на опыте РАО "ЕЭС России" и на нашем собственном опыте в смежных отраслях ТЭК, выстроить оптимальную систему управления и регулирования электроэнергетики с учетом государственных приоритетов. Сейчас мы ведем работу с ведомствами и компаниями по подписанию регламента и выстраиванию системы управления госкомпаниями через корпоративные механизмы. Когда есть такой рычаг, государству для управления ими другие рычаги особенно не нужны.

-- Каковы планы в отношении частных компаний?

-- Наша задача -- не переходя к жесткому администрированию отрасли, наладить систему управления частными компаниями в интересах государства по важным для него вопросам надежности и безопасности энергосистемы. Тут важно не пережать, не переуправлять, что называется. Государство будет контролировать ситуацию и управлять в первую очередь с помощью механизмов и правил, а не прямого воздействия на частные компании. Я хочу подчеркнуть: электроэнергетика -- это стратегически важная отрасль с точки зрения государственных приоритетов. И, несмотря на либерализацию, объем госуправления в ней должен стать больше, а механизмы -- жестче, что мы и увидели на примере западных стран, где прошла либерализация.

Что касается нефти и газа, система управления госимуществом на данном этапе уже сформирована и реализация государственной политики в отрасли происходит в том числе и через осуществление инвестиционных проектов.

-- Вы собираетесь расширять полномочия Росэнерго? Какие у вас есть для этого возможности?

-- По углю, например, никаких дополнительных полномочий нам не надо. По нефти и газу тоже пока просить не будем. А с точки зрения электроэнергетики все, что сегодня для отрасли делает РАО ЕЭС, перейдет к нам после 1 июля. Мы считаем правильным и точно будем формировать мощный блок по управлению госсобственностью. Росэнерго должно стать точкой свода позиций министерств и ведомств по формированию политики государственного управления стратегически важными компаниями отрасли. Здесь должны формироваться решения и выдаваться директивы для советов директоров компаний с государственным участием.

Многие вопросы, рассматриваемые на советах директоров таких компаний, как ФСК или "Системный оператор", носят не только внутрикорпоративный характер -- они являются определяющими для отрасли в целом и затрагивают интересы всех субъектов электроэнергетики: и поставщиков, и потребителей. Директивы -- это не только способ управления бизнесом, но и механизм управления отраслью исходя из интересов государства.

-- Вы планируете поменять структуру агентства?

-- Определенные изменения, очевидно, будут. Это касается в первую очередь усиления блока по электроэнергетике. Я бы назвал это не реорганизацией, а тонкой настройкой.

-- Из РАО ЕЭС кого-то будете брать?

-- Уже взял. Например, мой заместитель по электроэнергетике пришел сюда на работу из РАО "ЕЭС России" -- Андрей Лукин, профессиональный электроэнергетик, больше десяти лет отработавший на ГРЭС и занимавшийся последние два года региональными программами развития электроэнергетики. Моя задача -- создать профессиональную команду. Поэтому людей я отбираю не по принципу того, где они работали раньше, а по уровню их личного профессионализма.

-- Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс говорил, что вы будете забирать людей из энергохолдинга...

-- Могу сказать, что веду себя очень скромно в этом плане. Стараюсь не оголять те фронты, на которых РАО ЕЭС сейчас нужны люди. Хотя стоит признать, что сегодня сложно сформировать профессиональную команду в электроэнергетике без них, поскольку РАО ЕЭС сейчас -- это более 70% специалистов в российской электроэнергетике.

-- А после реорганизации РАО возьмете еще кого-то?

-- Не исключено. Однако то, сколько людей работает в агентстве и откуда они, напрямую зависит от того объема задач, которые стоят перед нами. Сначала мы определяем, что и как мы делаем, что нам для этого необходимо, начинаем это делать, а потом просим под это дополнительные ресурсы, в том числе и человеческие. Сейчас наша управленческая задача -- это работа в параллели с РАО ЕЭС. Постепенно забирая на себя все больше и больше ответственности и реальной работы от них, мы хотим обеспечить преемственность и стабильность. Мы уже начали работать по всем аварийным ситуациям параллельно с РАО ЕЭС, чтобы задолго до 1 июля иметь четко отработанные механизмы оперативного взаимодействия с компаниями отрасли.

-- То есть если рухнуло электроснабжение, звонить к вам?

-- Наша задача -- сделать так, чтобы этого не произошло. Но если все-таки что-то случилось, то сначала нужно позвонить своему диспетчеру, а потом уже нам.

-- Получается, что Росэнерго теперь агентство в первую очередь по электроэнергетике?

-- Нет. Мой приход обусловлен тем, что с точки зрения задач, стоящих перед государством сегодня, электроэнергетика является одним из основных приоритетов. И объем госуправления в электроэнергетике даже через пять-десять лет будет больше, чем в нефти или угле, например. Но никто не отменял и не отменяет нашу задачу по управлению нефтяной и газовой отраслями. Перед нами стоят задачи начиная от корпоративного управления госсобственностью, взаимодействия с "Транснефтью" и нефтяными компаниями по работе над международными проектами и оптимизацией загрузки и системы грузопотоков внутри страны, заканчивая стратегическими задачами по уменьшению объема сжигания попутного газа и проектами СРП (соглашения о разделе продукции.-- "Ъ"), где мы отвечаем за российское участие.

-- Верно ли то, что ваш предшественник Сергей Оганесян абсолютно не занимался вопросами электроэнергетики в Росэнерго?

-- Я бы не стал так говорить. Просто объем задач, который стоит перед агентством сегодня и встанет после 1 июля, увеличился многократно. И прежде всего именно в электроэнергетике.

-- Вы будете иметь влияние на участников рынка? Они вообще могут что-то делать в отрасли без вашего согласия?

-- У нас есть несколько механизмов воздействия на рынок и его участников. Прежде всего через решения госкомпаний. Свою политику государство будет проводить через прямое участие в корпоративном управлении госкомпаний, в том числе и через директивы для членов советов директоров. Второй механизм предполагает управление через правила функционирования отрасли, устанавливаемые постановлениями и распоряжениями правительства, приказами профильных министерств и ведомств. Третий -- через НП "Совет рынка", где у государства есть большинство в наблюдательном совете, который детализирует правила и требования для участников оптового рынка электроэнергии (подробнее об этом см. в интервью "Ъ" главы НП "Администратор торговой системы" Дмитрия Пономарева 31 января). А это такой универсальный инструмент, который может работать и по экономике, и по техническому регулированию, и по регулированию надежности. Четвертый -- это прямые государственные инвестиции, а точнее, стратегия их распределения. Пятый -- механизм формирования технологического резерва мощности, гарантирования инвестиций. И наконец, через антимонопольное регулирование. Государство всегда может что-то запретить и что-то разрешить. И искусство государственного управления как раз в том и заключается, чтобы не слишком часто что-либо запрещать или разрешать.

Но, несмотря на все перечисленное, Россия остается одной из самых либеральных стран с точки зрения государственного управления электроэнергетикой. Могу сказать, что мы, наверное, единственная страна в мире, не выдающая разрешения на строительство электростанций. Везде в мире это есть, а у нас нет.

-- Это просто не нужно? Или так исторически сложилось у нас в стране?

-- Так исторически сложилось, что система регулирования в стране выстроена по-другому.

-- Разрешения и в дальнейшем не понадобятся?

-- Это зависит от того, сможем ли мы найти иные способы реализации госполитики с точки зрения структуры мощностей. Системы разрешений в электроэнергетике в нашей стране не существует просто потому, что никогда не было частных инвесторов, которые бы строили эти станции. Но я надеюсь, что нам не потребуется введение такого разрешения и мы сможем добиться желаемых показателей по топливному балансу и эффективности вводимых мощностей с помощью других инструментов.

-- Будет ли Росэнерго связующим звеном между энергетиками и поставщиками топлива, теми же газовиками, которые традиционно не могут договориться между собой?

-- По факту мы уже им являемся. С одной стороны, мы разрабатываем прогнозные топливно-энергетические балансы и понимаем, сколько есть в стране газа, сколько угля, сколько мазута и сколько всего этого нужно для электроэнергетики. С другой стороны, все вопросы по взаимодействию "Газпрома" и энергетиков выплескиваются на Росэнерго. Те решения, которые были приняты по переходу на равнодоходность внутренних и экспортных цен на газ к 2011 году, лишили "Газпром" мотивации отказываться от поставок газа на внутренний рынок. Монополия ведет работу над своей инвестиционной программой. Мы ждем предложений, как они планируют поступить с проблемными точками. По остальным объектам мы увидели, что все пожелания электроэнергетиков де-факто были удовлетворены "Газпромом". Поэтому наша главная задача -- не в ручном режиме разруливать проблемы, а выстроить систему, которая позволила бы решать проблемные вопросы самим субъектам на основе государственных приоритетов и экономических интересов бизнеса. При этом синхронизация инвестиционных программ и баланса топлива в будущем должна происходить на уровне экономических решений самих энергокомпаний. Кто хочет построить станцию, обращается с заявкой на подключение в "Газпром", а монополия на основании этих заявок выстраивает свою инвестпрограму. Задача Росэнерго -- обеспечить наличие прозрачных и ясных правил, которые позволят такой системе эффективно работать.

-- Вы будете принимать участие в разработке больших документов вроде схемы размещения объектов энергетики до 2020 года? Будете работать над такими же большими проектами и в остальных областях -- угле, нефти, газе?

-- Естественно, планы и прогнозы развития угля, нефти и газа будут разрабатываться. Хотя, возможно, они будут носить менее детальный характер, чем генеральная схема размещения энергообъектов. Поскольку технология работы этих отраслей другая.

-- Частные инвесторы должны будут согласовывать с вами новые сделки, строительство электростанций?

-- Свое отношение к сделкам мы будем высказывать в любом случае, особенно к крупным. С точки зрения инвестиционных программ они, конечно, не будут с нами согласовывать все до мелочей. Однако такие вопросы, как договоры на предоставление мощности между генерирующими компаниями, АТС ("Администратор торговой системы".-- "Ъ") и "Системным оператором", решения о переносе сроков ввода, смене типа объекта, точно будем формировать мы. Ровно потому, что мы профильное агентство, которое понимает, что нужно в этом плане с точки зрения надежности энергосистемы страны в целом. В будущем на основе предложения "Системного оператора" мы будем формировать решения о том, какой объем мощности закупать на рынке и какие требования к этой мощности предъявлять.

-- Готово ли постановление правительства по запуску рынка мощности?

-- Правила рынка мощности переходного периода сейчас в Минюсте. В ближайшем будущем они будут внесены в правительство.

-- У Росэнерго есть возможность проводить самостоятельно или через Минпромэнерго новые законы?

-- У агентства нет права самостоятельной законодательной инициативы в отличие от министерства. Но это не мешает нам разрабатывать и направлять свои предложения в Минпромэнерго, чтобы оно вносило инициированный нами законопроект, или постановление, или распоряжение на рассмотрение в правительство.

-- Есть какое-то видение того, какие документы необходимы?

-- Во-первых, в ближайшем будущем мы надеемся, что все-таки будут внесены изменения в план действий правительства по электроэнергетике. В нем перечислено большое количество документов, которые должны быть разработаны и приняты в этом году, начиная с регламента государственной системы планирования и прогнозирования в электроэнергетике и заканчивая вопросами возобновляемых источников и энергоэффективности. С точки зрения, например, газа нам бы хотелось выйти до конца этого года на утверждение стратегической программы отмены государственного регулирования сжиженных углеводородов (речь идет о поставках газа на внутренний рынок для бытовых нужд.-- "Ъ"). Возможно, будем давать свои предложения по совершенствованию системы экспорта нефти совместно с "Транснефтью".

-- Что значит "совершенствованию"?

-- Это означает совершенствование системы принятия решений с точки зрения ее оптимизации.

-- Проводятся ли новые конкурсы по механизму гарантирования инвестиций, что там с новыми площадками, с претендентами?

-- У нас сейчас два конкурса -- по Тарко-Сале в Ямало-Ненецком АО и по Серовской ГРЭС. По Тарко-Сале уже идет второй этап.

-- Претендентов много?

-- Четыре претендента, которые прошли квалификационный отбор конкурса, где оцениваются базовые вещи, прежде всего способность этот проект исполнить. Первый этап конкурса по Серову заканчивается в феврале, после чего мы приступим ко второму этапу отбора.

-- Когда завершится конкурс?

-- В июне.

-- Будут ли в ближайшее время какие-то новые постановления, решения?

-- Во-первых, после запуска рынка мощности нам нужно запускать рынок системных услуг. Далее будем разрабатывать прозрачную методику и технологию присоединения станций и потребителей к сетям. Это ключевая задача 2008 года. В-третьих, мы должны исполнить те новые положения, которые есть в законе об электроэнергетике относительно возобновляемых источников энергии: определить, что это такое, как мы их стимулируем, как мы их оплачиваем, как выстраиваем работу в этом направлении. Потому что на этом пути мы отстаем от Европы уже лет на восемь-десять. Но, как показывает практика, мы можем и умеем двигаться быстрее, чем они. В-четвертых, безусловно, нам нужно разработать систему утверждения инвестиционных программ по госкомпаниям и естественным монополиям, то есть по той же ГидроОГК, по ФСК и прочим. В-пятых, стоит задача по утверждению новой системы тарифообразования в распределительном сетевом комплексе -- перехода на RAB (применение механизма возврата на вложенный капитал.-- "Ъ"). Мы считали бы правильным с 1 июля запустить три-пять пилотных компаний, расширив круг участников с 1 января 2009 года. Считаю, переход на эту систему критически важен, поскольку является системообразующим фактором запуска инвестиционного процесса в распределительных сетях.

-- Планируете ли 1 июля отмечать реорганизацию РАО ЕЭС?

-- Я думаю, что в первую очередь 1 июля будет отмечать РАО "ЕЭС России". Если позовут, с удовольствием присоединюсь. Хотя исходя из логики 1 июля мне и всем сотрудникам агентства придется быть на работе и принимать бразды правления.

-- Анатолий Чубайс обещал в этот день открыть не один ящик шампанского, которые ему проиграли те, с кем он заключил пари о том, состоится реорганизация или нет.

-- Я всегда верил в то, что реорганизация пройдет успешно.