Михаил Слободин: "Сделать ЖКХ прибыльным бизнесом - это новая постановка вопроса" :: Cтационарные аккумуляторные батареи
 





тел. Ростов+7 569 0020265,
не дозвонились?мы перезвоним!

На объектах, где используются стационарные аккумуляторные батареи важно обеспечить четкое и неукоснительное соблюдение всех требований по их надлежащей эксплуатации и обслуживанию.

Михаил Слободин: "Сделать ЖКХ прибыльным бизнесом - это новая постановка вопроса"

02-02-2006
газета «Бизнес»

Крупнейшему частному оператору на рынке ЖКХ для рентабельности достаточно 20-процентного роста тарифовКомпания "Комплексные энергетические системы" Виктора Вексельберга завершает процедуру приобретения ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС): КЭС консолидирует 75% акций компании, 25% останется у его стратегического партнера РАО "ЕЭС России". О том, как крупнейший частный бизнес-оператор на рынке ЖКХ будет зарабатывать деньги в столь проблемном секторе, корреспонденту "Бизнеса" Николаю Минашину рассказал гендиректор КЭС Михаил Слободин.- Недавно стало известно, что КЭС получила контрольный пакет РКС? Планируется ли увеличение доли в РКС? С какими акционерами РКС ведет переговоры КЭС?- Да, мы намерены увеличить пакет в "Российских коммунальных системах" до 75%. В ближайшее время мы планируем обратиться в Федеральную антимонопольную службу за разрешением. Не буду скрывать, что КЭС ведет переговоры со всеми акционерами РКС, кроме РАО ЕЭС. РАО - наш стратегический партнер по развитию этого бизнеса, энергохолдинг не собирается продавать свои акции.- Ранее вы говорили об интересе иностранных инвесторов к проекту, на какой стадии переговоры с ними?- Сначала мы планируем увеличить долю КЭС в РКС. Потом начнем активную фазу переговоров, но пока не с точки зрения участил в акционерном капитале, а с точки зрения кредитования и финансирования этого бизнеса.- Летом КЭС заявляла, что коммунальный бизнес будет объединен с бизнесом РКС. Когда завершится этот процесс?- Все завершится в те сроки, которые мы зафиксировали в соглашении с РАО "ЕЭС России". С 1 января 2006 года фактически произошла управленческая консолидация: подразделения РКС вступили в управление мультиэнергетическим бизнесом КЭС. К 1 июлю 2006 года закончится процесс корпоративной консолидации.- Какой объем инвестиций вы запланировали на этот год?- В общей сложности в 2006-2007 годах мы планируем поэтапно инвестировать в коммунальные проекты около $300 млн. Около $100 млн - это деньги акционеров, остальное - заемное финансирование. В этом году в РКС намечен выпуск облигаций на 1,5 млрд руб., кроме того, мы планируем увеличить на 3 млрд руб. уставный капитал компании.- КЭС консолидировала контрольный пакет РКС, хотя многие эксперты сомневаются в том, что бизнес в ЖКХ может быть прибыльным. Насколько, на ваш взгляд, привлекателен сектор ЖКХ в России для частных инвестиций?- Безусловно, сектор в силу разных причин достаточно проблемный. Во-первых, это тяжелое финансовое состояние большинства российских предприятий ЖКХ. Во-вторых, неурегулированные имущественные отношения и порядок распоряжения имуществом. В-третьих, это принципы тарифного регулирования, непрозрачность всей системы. Пока система регулирования тарифов свелась к установлению верхней планки прироста тарифов. Это решает одну проблему, но создает большое количество других.Еще одним серьезным препятствием для частных компаний является отсутствие реальных инвестиционных проектов, которые обеспечивают нормальную возвратность инвестиций, по причине того, что российский коммунальный сектор всегда жил по принципу "давайте закопаем, то есть освоим денежки". Сделать этот бизнес прибыльным - совершенно новая постановка вопроса.На сегодняшний день ни отрасль, ни специалисты большей частью не готовы к формированию серьезного пакета коммунальных проектов. Пожалуй, еще одной проблемой является отсутствие вдумчивой, серьезной работы по проектам развития муниципальных образований, городов. Они должны отвечать за развитие коммунальной инфраструктуры, и только после осознания муниципалитетами этой ответственности возможно обсуждать реальные инвестиции в сектор. Москва также столкнулась с проблемой несбалансированного развития бизнеса и соответствующей инфраструктуры, которая должна обеспечивать электричеством, теплом и газом.В настоящее время КЭС и РКС совместно с администрациями городов занимаются разработкой комплексных планов, в рамках которых мы будем предлагать совершенно определенные инвестпроекты.Безусловно, это не все проблемы, с которыми сталкиваются частные операторы. Сегодня остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, которые разбираются в коммунальном секторе и разделяют нашу идеологию - заработать, а не потратить деньги. Сложно найти людей, готовых работать на местах. Компании, которая заходит в новый регион, нужно решить весь этот комплекс проблем. Поэтому частных операторов на федеральном уровне можно пересчитать по пальцам одной руки.- Какое влияние на развитие сектора окажут принятые поправки к закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"?- Нам понятна мотивация, по которой правительство инициировало поправки в закон. Конечно, нужно ограничивать общий уровень роста тарифов, бесконтрольное увеличение может негативно сказаться и на социальной обстановке в регионах, и на экономике страны в целом. Но, с другой стороны, утвержденными поправками мы отменили возможность заключать долгосрочные соглашения между поставщиком и потребителем коммунальных услуг. Для стимулирования привлечения инвестиционных ресурсов в коммунальный комплекс остро необходима возможность заключения долгосрочных инвестиционных соглашении, а значит, наличие долгосрочной, прогнозируемой тарифной политики государства и региональных властей в этой области. Иначе в ближайшей перспективе привлечь долгосрочные инвестиции в ЖКХ просто не получится.Кроме того, все решения по тарифам должны приниматься на федеральном уровне. Но понять специфику региона, его проблемы возможно только на местном уровне, изнутри. После изменения системы выборов губернаторов надо делегировать больше ответственности на уровень регионов. Сейчас получается, что, с одной стороны, центр назначает губернаторов, а с другой - отнимает рычаги воздействия на инфраструктуру в регионах. С моей точки зрения, эти недостатки закона можно было скорректировать, однако скорость принятия решения о поправках в закон не позволила обратить внимание на серьезные недочеты. При всем этом РКС готова работать и в этих условиях и зарабатывать деньги.- Какое влияние эти изменения оказали на бизнес РКС?- На самом деле мы пока не почувствовали серьезного влияния с введением поправок в законодательство. Для нас приемлем 20-процентный рост тарифов в целом по стране. Наша доходная часть в прошлом году относительно предыдущего года увеличилась на 15-16%.- В прошлом году РКС ушла из некоторых регионов? Не удалось договориться с местными властями?- От позиции властей, от того, готовы ли они системно работать над оздоровлением коммунального сектора, зависит очень много. Если власти хотят выполнять политические задачи и не хотят выполнять обязательства по оплате счетов, то, разумеется, нам в этих регионах тяжело работать. Да. Собственно, ни одна компания не сможет работать в таких условиях, а значит, у таких регионов будут проблемы с "коммуналкой" - отсутствие света, воды, тепла в сильные морозы. Вторая причина ухода из регионов - это небольшой масштаб бизнеса и отсутствие перспектив расширения. Это было дополнительным аргументом, в частности, в Саратове. Кроме того, сегодня для нас приоритетными являются те регионы, где КЭС присутствует в большой энергетике. Также мы будем уделять большое внимание регионам, которые являются точками роста. Это, в частности, Центрально-Европейский регион, Урал, Поволжье - там, где есть возможность для роста бизнеса и доходов населения.- Как вы оцениваете эффективность закона о концессиях?- К сожалению, закон о концессионных соглашениях пока так и не начал работать. Для того чтобы он вступил в силу необходимо принять ряд подзаконных актов, регулирующих в том числе коммунальную сферу. Безусловно, этот закон необходим для частных инвесторов, какими являются КЭС и РКС, нам нужен эффективный механизм вложения и гарантирования инвестиций в ЖКХ и энергетику. Одним из таких механизмов является заключение концессионных соглашений. Закон, конечно же, требует доработки: существует ряд вопросов, на которые он не дает четких ответов. Ситуация неопределенности во взаимоотношениях с государством или муниципальными образованиями создает риски для частного инвестора.Тем не менее, мы рассматриваем закон о концессионных соглашениях как достаточно прогрессивный и интересный, предполагаем такие соглашения использовать в своей работе, но, разумеется, только после того, как будут определены правила этой игры окончательно. Мы только приветствуем эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение прозрачности в этой сфере. Таким компаниям, как КЭС и РКС, станет намного проще работать, если будут проводиться понятные и прозрачные тендеры, станет понятной система контроля.***ЗАО "КОМПЛЕКСНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (КЭС) является одной из крупнейших частных компаний, работающих в сфере энергетического бизнеса, жилищно-коммунального сервиса, газораспределения. ОАО "РОССИЙСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" (РКС) создано в 2003 году для управления проектами в сфере ЖКХ. Изначально РАО "ЕЭС России" и Газпромбанку принадлежало по 25% компании, еще по 10% акций владели "Евразхолдинг", "Кузбассразрезуголь", "Ренова", банк "Еврофинанс", "Интеррос". Затем структура собственности компании изменилась, пакет "Реновы" перешел к другой компании Виктора Вексельберга - КЭС, Газпромбанк также уступил свою долю КЭС, "Интеррос" продал свой пакет "Тройке Диалог". В январе КЭС приобрела пакет "Кузбассразрезугля", еще 5% было куплено у "Еврофинанса". В ближайшее время КЭС обратится в ФАС за разрешением консолидировать 75% акций РКС. Выручка РКС за девять месяцев 2005 года - 13 млрд руб.

Пермские ТЭЦ сдадут в аренду операционной компании

29-04-2004
Вячеслав СухановКоммерсант-Пермь

Совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил состав территориальных генерирующих компаний (ТГК). Электростанции ОАО "Пермэнерго" войдут в ТГК №9, вместе с ТЭЦ "Свердловскэнерго" и "Комиэнерго". Таким образом, менеджмент РАО не принял во внимание предложение миноритарных акционеров "Пермэнерго" о нецелесообразности включения в ТГК № 9 станций "Комиэнерго". Для ускорения реформы, совет директоров РАО предложил акционерам региональныхАО-энергосоздать операционную компанию и отдать ей в аренду тепловые станции.

В конце прошлой недели совет директоров РАО "ЕЭС России" утвердил конфигурацию 14 будущих территориальных генерирующих компаний и новый принцип создания ТГК. Напомним, что, по замыслу реформы РАО "ЕЭС России", в состав ТГК войдут тепловые электростанции, принадлежащие АО-энерго, мощностью до 500 МВТ. Предполагается, что территориальные компании будут конкурировать с оптовыми ТГК, основу которых составят более крупные ГРЭС. Согласно утвержденному РАО варианту, тепловые станции "Пермэнерго" вместе с ОАО "Свердловэнерго" и ОАО "Комиэнерго" войдут в состав ТГК № 9.

Против принятия такого варианта ранее выступали миноритарные акционеры ОАО "Пермэнерго" (управляют более 30% акций пермской энергокомпании) из  ЗАО "Комплексные энергетические системы". Миноритарии посчитали включение в состав компании № 9 тепловых станций "Комиэнерго" нецелесообразным, поскольку энергосистема республики Коми является изолированной. Вчера начальник департамента по связям с общественностью КЭС Ольга Киселева заявила "Ъ", что позиция акционеров по включению в компанию генерирующих мощностей из Коми не изменилась. По словам госпожи Киселевой, КЭС продолжат переговоры с РАО "ЕЭС России" по этому вопросу.

Не изменив состав участников ТГК № 9, РАО "ЕЭС России", тем не менее, внесло существенные изменения в принцип создания самой компании. Ранее предлагалась схема, согласно которой акционеры региональной энергокомпании учреждают АО "Генерирующая компания", а затем ее акции обмениваются на ценные бумаги АО "Территориальная генерирующая компания". Эту схему планировалось реализовать в 2005-2006 годах. Однако менеджмент РАО явно решил ускорить процесс. Как заявил на конференции "РАО "ЕЭС России" — открытая компания" член правления энергохолдинга Александр Чикунов, будущие участники ТГК (АО-энерго) уже в 2004 году должны приступить к созданию "операционных компаний". Предполагается, что такую компанию учредят АО "Пермэнерго", АО "Свердловскэнерго" и АО "Комиэнерго". Ее уставный капитал составит порядка 150 тыс. рублей. После этого региональные энергокомпании передадут новому АО в аренду свои собственные тепловые станции. По мнению господина Чикунова, это ускорит процесс создания ТГК. Он рассчитывает, что операционные компании начнут работать на рынке электроэнергии уже с 1 января 2005 года.

Определившись с механизмом создания ТГК, менеджмент РАО "ЕЭС России" пока не решил больную для региональных властей тему: по какому принципу будет отбираться регион, в котором пройдет регистрацию ТГК. От того, где расположится центральный офис, зависит, в бюджет какого субъекта федерации будут платиться налоги. Председатель правления РАО Анатолий Чубайс признался журналистам, что "губернаторы часто интересуются этой темой". "Однако значимость этого вопроса преувеличена, поскольку налоги ТГК будет платить по месту нахождения активов", -заявил господин Чубайс. Источник "Ъ" в областной администрации заявил, что вопрос о выборе центрального региона для ТГК власти Прикамья еще с РАО "ЕЭС России" не обсуждали. "Но, безусловно, регистрация ТГК в Перми была бы для нас приемлемым вариантом", — заключил источник "Ъ". Начальник департамента по связам с общественностью КЭС Ольга Киселева заявила "Ъ", что место регистрации будущей генкомпании миноритарии пока не обсуждают.


Внеочередное собрание акционеров ОАО "Владимирская энергосбытовая компания"

29-12-2005


Акционеры ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" на внеочередном собрании 29 декабря рассмотрят вопрос о выплате дивидендов за 9 месяцев 2005г.


$2 трлн на светлое будущее

11-11-2008
Ведомости

 

В распоряжении «Ведомостей» оказался проект «Энергостратегии России до 2030 г.», подготовленный несколькими десятками НИИ и Минэнерго. В январе, после обсуждений и согласований, проект поступит в правительство, обещает чиновник министерства.

Нужна господдержка

Владимир Богданов, гендиректор «Сургутнефтегаза»

«Пока не будет решен вопрос по налоговой нагрузке для нефтяников, прогнозировать капвложения и добычу почти невозможно. Условия работы резко изменились: в старых регионах запасы низкодебетные, трудноизвлекаемые, в новых - Тимано-Печора, Восточная Сибирь - нет инфраструктуры. И то и другое требует больших капвложений, а их размер зависит от налоговой нагрузки. При таких запасах можно добывать и 550 млн т в год, но если не будет капвложений, то можно очень быстро слететь, как в конце 80-х - начале 90-х гг., с 576 млн до 350 млн т. И нужно не забывать, что деньги, которые мы сегодня вкладываем, будут работать только через 2-4 года».

Еще в августе Минэкономразвития поставило задачу: к 2020 г. Россия перестанет быть сырьевой державой, ее экономику будут двигать знания. Сейчас ТЭК - это около 30% ВВП России, 50% дохода бюджетной системы и 64% всех валютных поступлений. До 2012 г., если следовать стратегии, эта доля в ВВП сохранится: это будет этап «количественного» наращивания инвестиций и ресурсов, чтобы был потенциал для дальнейшей «трансформации экономики». В 2013-2020 гг. наступит новый этап, инвестиционно-инновационный; в это время доля ТЭК в ВВП снизится до 25%. А последняя десятилетка будет посвящена только инновациям, будет «переход к экологически эффективной энергетике будущего», гласит проект (доля ТЭКа в ВВП должна сократиться до 18%). На все годы обещаются стимулы для роста частных инвестиций, а также для роста доли «иностранного капитала и технологий» (хотя она и не будет очень высокой): в 2008-2012 гг. - минимум 5%, а к 2030 г. - 12-15%.

В проекте два сценария - базовый и благоприятный; расходиться они начинают с 2009 г. В базовом сценарии рост внутреннего потребления энергоресурсов к 2030 г. намного ниже: 57,5% к уровню 2007 г. против 66% в благоприятном. Рост экспорта - 12% и 21%. Добыча нефти - плюс 8% (530 млн т, первый сценарий) и плюс 22% (до 600 млн т, второй). Добыча газа - 43% или 44% роста (до 935-945 млрд куб. м). Как объясняется в стратегии, поменяются приоритеты: доля газа в энергобалансе сократится с 52% до 45%, но вырастут объемы и глубина переработки нефти, ускорится развитие атомной, угольной и неуглеводородной энергетики. Производство электроэнергии должно вырасти к 2030 г. в 2,2-2,4 раза.

Стоимость сценариев тоже различается: в первом оценка капвложений - чуть больше $2 трлн до 2030 г. (в ценах 2005 г.), во втором - почти $2,4 трлн. Самый большой разброс - по электроэнергетике: разница в $184 млрд, а это инвестпрограмма всех нефтяников России на 10 лет. Оценка инвестиций в газ - $506-509 млрд, в нефтянку - $448-518 млрд. Получается по $18-21 млрд в год. Для сравнения: планы членов ОПЕК на ближайшие четыре года - по $55 млрд.

Оптимисты

В сравнении с другими прогнозами стратегия Минэнерго весьма оптимистична. Прогноз по ежегодному росту нефтедобычи в России, сделанный Международным энергетическим агентством (МЭА), равен 0,6% прироста в год при среднемировых темпах роста в 1,3%, отмечает аналитик агентства Павел Олежарник. Минэнерго верит, что уже в 2009 г. рост в нефтянке составит 1,6%, хотя в этом году объем нефтедобычи снизится на 0,6%, а начиная с 2015 г. прирост будет составлять 2% в год. Меньше прогноз у МЭА и по добыче газа в России - около 1% роста в год против 3% у Минэнерго. К 2015 г. агентство оценивает уровень газодобычи в 702 млрд куб. м (всего 7% роста к 2007 г.), к 2030 г. - в 823 млрд куб. м. А в проекте энергостратегии прогноз на 2015 г. - 800-815 млрд куб. м, на 2030 г. - 935-945 млрд куб. м. Прогноз по добыче угля в России у МЭА примерно равен мировому - 2,2% в год. Но все равно ниже, чем в энергостратегии - 340 млн т к 2030 г. против 530-565 млн т в документе.

Чиновник Минэнерго предупреждает, что рабочий вариант энергостратегии составлялся до того, как разразился мировой финансовый кризис, и цифры в документе могут поменяться. Но основные ориентиры заданы, оговаривается он.

Представитель «Газпрома» комментировать прогнозы в стратегии не стал. Но оценка самого концерна отличается от той, что есть в документе. «Газпром» посчитал, что всей газовой отрасли страны нужно $544-647 млрд инвестиций до 2030 г. (правда, в ценах 2008 г.), эти данные есть в проекте схемы развития газовой отрасли до 2030 г., которая тоже сейчас дорабатывается Минэнерго. А прогноз по общероссийской добыче от «Газпрома» указан с гораздо большей вилкой, чем в новом документе Минэнерго, - 876-981 млрд куб. м в 2030 г.

Главное для России - выйти на новые рынки, построив газопроводы в Азию: именно за счет этого можно добиться высокого роста продаж, 4-5% в год, отмечает президент Strategic Energy & Economic Research Майкл Линч. А ресурсы страны «огромны», их хватит, добавляет он.

Если спрос будет, Россия сможет превысить уровень добычи нефти в 600 млн т уже в 2020-2025 гг., полагает Линч. Впрочем, Адам Сименски из Deutsche Bank называет «слишком оптимистичными» прогнозы Минэнерго по нефтедобыче, а почти 70%-ный рост добычи угля несовместим с планом России сократить выбросы СО2 в рамках Киотского протокола. Эксперты не верят и в резкий рост производства электроэнергии. В последние 60 лет в мире потребление электричества стабильно и увеличивается в среднем на 2% в год, отмечает член правления энергобиржи «Администратор торговой системы» (АТС) Владимир Шкатов. Увеличить производство электроэнергии в два с лишним раза возможно, но при условии инновационного развития экономики, отмечает Шкатов.